Теоретический материал

5 класс
§ 1. Информация вокруг нас
Как человек получает информацию
Виды информации по форме представления
Действия с информацией
§ 2. Компьютер — универсальная машина для работы с информацией
Что умеет компьютер
Как устроен компьютер
Техника безопасности и организация рабочего места
§ 3. Ввод информации в память компьютер
Устройства ввода информации
Клавиатура
Основная позиция пальцев на клавиатуре
§ 4. Управление компьютером
Программы и документы
Рабочий стол
Управление компьютером с помощью мыши
Главное меню. Запуск программ
Что можно выбрать в компьютерном меню
§ 5. Хранение информации
Память человека и память человечества
Оперативная и долговременная память
Файлы и папки
§ 6. Передача информации
Схема передачи информации
Электронная почта
§ 7. Кодирование информации
В мире кодов
Способы кодирования информации
Метод координат
§ 8. Текстовая информация
Текст как форма представления информации
Текстовые документы
Компьютер — основной инструмент подготовки текстов
Ввод текста
Редактирование текста
Форматирование текста
§ 9. Представление информации в форме таблиц
Структура таблицы
Табличный способ решения логических задач
§ 10. Наглядные формы представления информации
От текста к рисунку, от рисунка к схеме
Диаграммы
§ 11. Компьютерная графика
Графический редактор
Устройства ввода графической информации
§ 12. Обработка информации
Разнообразие задач обработки информации
Систематизация информации
Поиск информации
Изменение формы представления информации
Преобразование информации по заданным правилам
Преобразование информации путём рассуждений
Разработка плана действий и его запись
Создание движущихся изображений

6 класс
§ 1. Информация вокруг нас
Объекты окружающего мира
Объекты изучения в информатике
Признаки объектов
§ 2. Компьютерные объекты
Файлы и папки
Размер файла
Объекты операционной системы
§ 3. Отношения объектов и их множеств
Разнообразие отношений
Отношения между множествами
Отношение «входит в состав»
§ 4. Разновидности объектов и их классификация
Отношение «является разновидностью»
Классификация объектов
Классификация компьютерных объектов
§ 5. Системы объектов
Разнообразие систем
Состав и структура системы
Система и окружающая среда
Система как «чёрный ящик»
§ 6. Персональный компьютер как система
Компьютер как надсистема и подсистема
Пользовательский интерфейс
§ 7. Как мы познаём окружающий мир
Информация и знания
Чувственное познание окружающего мира
Абстрактное мышление
§ 8. Понятие как форма мышления
Понятие
Как образуются понятия
Абстрактное мышление
§ 9. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение
Разнообразие информационных моделей
§ 10. Знаковые информационные модели
Словесные описания
Научные описания
Художественные описания
Математические модели
§ 11. Табличные информационные модели
Правила оформления таблицы
Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)
Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)
Вычислительные таблицы
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц
§ 12. Графики и диаграммы
Зачем нужны графики и диаграммы
Наглядное представление процессов изменения величин
Наглядное представление соотношения величин
§ 13. Схемы
Многообразие схем
Информационные модели на графах
Использование деревьев при решении задач
§ 14. Что такое алгоритм
Жизненные задачи
Последовательность действий
Алгоритм
§ 15. Исполнители вокруг нас
Разнообразие исполнителей
Формальные исполнители
Автоматизация
§ 16. Исполнители вокруг нас
§ 17. Типы алгоритмов
Линейные алгоритмы
Алгоритмы с ветвлениями
Алгоритмы с повторениями
§ 18. Управление исполнителем Чертёжник
Знакомимся с Чертёжником
Пример алгоритма управления Чертёжником
Чертёжник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов
Цикл ПОВТОРИТЬ n РАЗ

7 класс
Глава 1. Информация и информационные процессы
§ 1.1. Информация и её свойства
1.1.1. Информация и её свойства
1.1.2. Виды информации
1.1.3. Свойства информации
§ 1.2. Информационные процессы
1.2.1. Понятие информационного процесса
1.2.2. Сбор информации
1.2.3. Обработка информации
1.2.4. Хранение информации
1.2.5. Передача информации
1.2.6. Информационные процессы в живой природе и технике
§ 1.3. Всемирная паутина
1.3.1 Что такое WWW
1.3.2 Поисковые системы
1.3.3. Поисковые запросы
1.3.4. Полезные адреса Всемирной паутины
§ 1.4. Представление информации
1.4.1. Знаки и знаковые системы
1.4.2 Язык как знаковая система
1.4.3. Естественные и формальные языки
1.4.4. Формы представления информации
§ 1.5 Двоичное кодирование
1.5.1. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную
1.5.2 Двоичное кодирование
1.5.3. Универсальность двоичного кодирования
1.5.4. Равномерные и неравномерные коды
§ 1.6. Измерение информации
1.6.1. Алфавитный подход к измерению информации
1.6.2. Информационный вес символа произвольного алфавита
1.6.3. Информационный объём сообщения
1.6.4. Единицы измерения информации
Тестовые задания для самоконтроля
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
§ 2.1. Основные компоненты компьютера и их функции
2.1.1. Компьютер
2.1.2. Устройства компьютера и их функции
§ 2.2. Персональный компьютер
2.2.1. Системный блок
2.2.2. Внешние устройства
2.2.3. Компьютерные сети
§ 2.3. Программное обеспечение компьютера
2.3.1. Понятие программного обеспечения
2.3.2. Системное программное обеспечение
2.3.3. Системы программирования
2.3.4. Прикладное программное обеспечение
2.3.5. Правовые нормы использования программного обеспечения
§ 2.4. Файлы и файловые структуры
2.4.1. Логические имена устройств внешней памяти
2.4.2. Файл
2.4.3. Каталоги
2.4.4. Файловая структура диска
2.4.5. Полное имя файла
2.4.6. Работа с файлами
§ 2.5. Пользовательский интерфейс
2.5.1. Пользовательский интерфейс и его разновидности
2.5.2. Основные элементы графического интерфейса
2.5.3. Организация индивидуального информационного пространства
Тестовые задания для самоконтроля
Глава 3. Обработка графической информации
§ 3.1. Формирование изображения на экране монитора
3.1.1. Пространственное разрешение монитора
3.1.2. Компьютерное представление цвета
3.1.3. Видеосистема персонального компьютера
§ 3.2. Компьютерная графика
3.2.1. Сферы применения компьютерной графики
3.2.2. Способы создания цифровых графических объектов
3.2.3. Растровая и векторная графика
3.2.4. Форматы графических файлов
§ 3.3. Создание графических изображений
3.3.1. Интерфейс графических редакторов
3.3.2. Некоторые приёмы работыв растровом графическом редактор
3.3.3. Особенности создания изображений в векторных графических редакторах
Задания для практических работ
Тестовые задания для самоконтроля
Глава 4. Обработка текстовой информации
§ 4.1. Текстовые документы и технологии их создания
4.1.1. Текстовый документ и его структура
4.1.2. Технологии подготовки текстовых документов
4.1.3. Компьютерные инструменты создания текстовых документов
§ 4.2. Создание текстовых документов на компьютере
4.2.1. Набор (ввод) текста
4.2.2. Редактирование текста
4.2.3. Работа с фрагментами текста
§ 4.3. Форматирование текста
4.3.1. Общие сведения о форматировании
4.3.2. Форматирование символов
4.3.3. Форматирование абзацев
4.3.4. Стилевое форматирование
4.3.5. Форматирование страниц документа
4.3.6. Сохранение документа в различных текстовых форматах
§ 4.4. Визуализация информации в текстовых документах
4.4.1. Списки
4.4.2. Таблицы
4.4.3. Графические изображения
§ 4.5. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода
4.5.1. Программы оптического распознавания документов
4.5.2. Компьютерные словари и программы-переводчики
§ 4.6. Оценка количественных параметров текстовых документов
4.6.1. Представление текстовой информации в памяти компьютера
4.6.2. Информационный объём фрагмента текста
Задания для практических работ
Тестовые задания для самоконтроля
Глава 5. Мультимедиа
§ 5.1. Технология мультимедиа
5.1.1. Понятие технологии мультимедиа
5.1.2. Области использования мультимедиа
5.1.3. Звук и видео как составляющие мультимедиа
§ 5.2. Технология мультимедиа
5.2.1. Что такое презентация
5.2.2. Создание мультимедийной презентации

8 класс
Глава 1. Математические основы информатики
§ 1.1. Системы счисления
1.1.1. Общие сведения о системах счисления
1.1.2. Двоичная система счисления
1.1.3. Восьмеричная система счисления
1.1.4. Шестнадцатеричная система счисления
1.1.5. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
1.1.6. Двоичная арифметика
1.1.7. «Компьютерные» системы счисления
§ 1.2. Представление чисел в компьютере
1.2.1. Представление целых чисел
1.2.2. Представление вещественных чисел
§ 1.3. Элементы алгебры логики
1.3.1. Высказывание
1.3.2. Логические операции
1.3.3. Построение таблиц истинности для логических выражений
1.3.4. Свойства логических операций
1.3.5. Решение логических задач
1.3.6. Логические элементы
Тестовые задания для самоконтроля
Глава 2. Основы алгоритмизации
§ 2.1. Алгоритмы и исполнители
2.1.1. Понятие алгоритма
2.1.2. Исполнитель алгоритма
2.1.3. Свойства алгоритма
2.1.4. Возможность автоматизации деятельности человека
§ 2.2. Способы записи алгоритмов
2.2.1. Словесные способы записи алгоритма
2.2.2. Блок-схемы
2.2.3. Алгоритмические языки
§ 2.3. Объекты алгоритмов
2.3.1. Величины
2.3.2. Выражения
2.3.3. Команда присваивания
2.3.4. Табличные величины
§ 2.4. Основные алгоритмические конструкции
2.4.1. Следование
2.4.2. Ветвление
2.4.3. Повторение
Тестовые задания для самоконтроля
Глава 3. Начала программирования
§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль
3.1.1. Алфавит и словарь языка
3.1.2. Типы данных, используемые в языке Паскаль
3.1.3. Структура программы на языке Паскаль
3.1.4. Оператор присваивания
§ 3.2. Организация ввода и вывода данных
3.2.1. Вывод данных
3.2.2. Первая программа на языке Паскаль
3.2.3. Ввод данных с клавиатуры
§ 3.3. Программирование линейных алгоритмов
3.3.1. Числовые типы данных
3.3.2. Целочисленный тип данных
3.3.3. Символьный и строковый типы данных
3.3.4. Логический тип данных
§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов
3.4.1. Условный оператор
3.4.2. Составной оператор
3.4.3. Многообразие способов записи ветвлений
§ 3.5. Программирование циклических алгоритмов
3.5.1. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы
3.5.2. Программирование циклов с заданным условием окончания работы
3.5.3. Программирование циклов с заданным числом повторений
3.5.4. Различные варианты программирования циклического алгоритма

9 класс
Глава 1. Моделирование и формализация

§ 1.1. Моделирование как метод познания
1.1.1. Модели и моделирование
1.1.2. Этапы построения информационной модели
1.1.3. Классификация информационных моделей
§ 1.2. Знаковые модели
1.2.1. Словесные модели
1.2.2. Математические модели
1.2.3. Компьютерные математические модели
§ 1.3. Графические информационные модели
1.3.1. Многообразие графических информационных моделей
1.3.2. Графы
1.3.3. Использование графов при решении задач
§ 1.4. Табличные информационные модели
1.4.1. Представление данных в табличной форме
1.4.2. Использование таблиц при решении задач
§ 1.5. База данных как модель предметной области
1.5.1. Информационные системы и базы данных
1.5.2. Реляционные базы данных
§ 1.6. Система управления базами данных
1.6.1. Что такое СУБД
1.6.2. Интерфейс СУБД
1.6.3. Создание базы данных
1.6.4. Запросы на выборку данных
Тестовые задания для самоконтроля
Глава 2. Алгоритмизация и программирование

§ 2.1. Решение задач на компьютере
2.1.1. Этапы решения задачи на компьютере
2.1.2. Задача о пути торможения автомобиля
§ 2.2. Одномерные массивы целых чисел
2.2.1. Описание массива
2.2.2. Заполнение массива
2.2.3. Вывод массива
2.2.4. Вычисление суммы элементов массива
2.2.5. Последовательный поиск в массиве
2.2.6. Сортировка массива
§ 2.3. Конструирование алгоритмов
2.3.1. Последовательное построение алгоритма
2.3.2. Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот
2.3.3. Вспомогательные алгоритмы
§ 2.4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль
2.4.1. Процедуры
2.4.2. Функции
§ 2.5. Алгоритмы управления
2.5.1. Управление
2.5.2. Обратная связь
Тестовые задания для самоконтроля
Глава 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах

§ 3.1. Электронные таблицы
3.1.1. Интерфейс электронных таблиц
3.1.2. Данные в ячейках таблицы
3.1.3. Основные режимы работы электронных таблиц
§ 3.2. Организация вычислений в электронных таблицах
3.2.1. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
3.2.2. Встроенные функции
3.2.3. Логические функции
§ 3.3. Средства анализа и визуализации данных
3.3.1. Сортировка и поиск данных
3.3.2. Построение диаграмм
Задания для практических работ
Тестовые задания для самоконтроля
Глава 4. Коммуникационные технологии

§ 4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети
4.1.1. Передача информации
4.1.2. Что такое локальная компьютерная сеть
4.1.3. Что такое глобальная компьютерная сеть
§ 4.2. Всемирная компьютерная сеть Интернет
4.2.1. Как устроен Интернет
4.2.2. IP-адрес компьютера
4.2.3. Доменная система имён
4.2.4. Протоколы передачи данных
§ 4.3. Информационные ресурсы и сервисы Интернета
4.3.1. Всемирная паутина
4.3.2. Файловые архивы
4.3.3. Электронная почта
4.3.4. Сетевое коллективное взаимодействие
4.3.5. Сетевой этикет
§ 4.4. Создание web-сайта
4.4.1. Технологии создания сайта
4.4.2. Содержание и структура сайта
4.4.3. Оформление сайта
4.4.4. Размещение сайта в Интернете