20.1

Методы и средства творческой и проектной деятельности

Пример

Текст

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Вы узнаете:

что такое проект;

какие этапы работы необходимы для выполнения творческого проекта;

возможные уровни творчества при проектировании материальных и нематериальных благ.

Вы научитесь:

составлять план своей творческой деятельности;

определять особенности рекламы новых товаров;

примерно оценивать уровень новизны тех товаров и услуг, которые предлагаются в торговой сети.

 

Любая работа по созданию материальных благ должна быть организована.

Документ, который обеспечивает организацию творческой деятельности, называется проектом.

Проект —это детально развёрнутый план.

 

Проектная деятельность

Для того чтобы изготавливаемое изделие стало особенным, его изготовитель использует в работе творческие способности и фантазию.

 

Для воплощения замыслов в конкретные изделия, т. е. для выполнения творческого проекта, необходимо пройти несколько этапов:

наметить цель работы — обосновать выбор изделия (материального блага) или темы

(для нематериального блага) проекта и обосновать

необходимость его выполнения;

определить назначение изделия или услуги;

подобрать материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления изделия;

определить соответствие предстоящей работы изученному теоретическому материалу;

сделать предварительные расчёты затрат на изготовление изделия и определить, не превышают ли затраты стоимость подобных изделий, которые можно приобрести в магазинах;

составить план работы;

рассчитать продолжительность выполнения проекта

 

В плане определяется, что надо делать и в какой последовательности.

 

Проектом называется творческий замысел, план создания чего-либо, включающий в себя описание, расчёты, чертежи, макеты, модели и т. п.

В проекте раскрываются способы и средства практической реализации замысла. Разработка и выполнение проекта составляют проектную деятельность.

 

С учётом назначения изделия определяются материалы, из которых оно будет изготовлено, задаются размеры изделия. Разрабатываются чертежи, эскизы, технические рисунки, планы выполнения работ в виде технологической карты изготовления изделия. Все эти документы составляют техническую и технологическую документацию.

 

В заключительной части выполнения творческого проекта определяют затраты труда, материалов и денежных средств.

Сравнивают материальную ценность полученного результата с расходами на проектирование и изготовление изделия. Такие расходы называются себестоимостью.

 

Результатом творческого проекта может быть новый продукт, предназначенный для личного употребления или для продажи.

При продаже полученные от этого деньги позволят возместить все затраты и начать выполнение нового проекта.

Однако будущие покупатели не знают о созданном проекте.

Поэтому следует организовать рекламу нового продукта творческого труда.

 

Реклама выполняет несколько основных функций:

сообщает о товарах;

придаёт значимость фирме или товару;

убеждает людей в необходимости приобретения товара;

постоянно напоминает о товаре.

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

  1. Что такое проект?
  2. Почему цель так важна для выполнения проекта?
  3. Перечислите этапы выполнения творческого проекта.
  4. Для чего предназначена реклама?

5* Почему в рекламе нельзя давать ложную информацию?

ПОДУМАЙТЕ, почему в рекламе не рассказывают обо всех свойствах про даваемого товара.

 

Что такое творчество

Творчество — это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.

 

Основным признаком творчества является новизна или оригинальность того, что возникает в результате созидательной деятельности человека.

Творчество может присутствовать в любом виде труда, поскольку везде можно создать что-то новое.

 

Создаваемые в процессе творчества материальные и духовные блага могут иметь разные уровни новизны.

Рассмотрим пирамиду уровней творчества по степени новизны создаваемого блага.

 

Первый уровень творчества, самый распространённый способ создания чего-то нового, — это восстановление первоначальных свойств того, что уже использовалось человеком.

Например, после глажки внешний вид рубашки, блузки или брюк приобретает элемент новизны. Тем самым эта деятельность содержит хотя и маленькие, но элементы творчества.

 

Второй уровень творчества — это совершенствование того, что уже есть и что стало привычным.

Например, измените схему шнуровки ваших кроссовок, и они приобретут элемент новизны. Теперь творчество проявляется более заметно.

 

Третий уровень творчества предполагает некоторое количественное изменение того, что взято для творчества.

Новым будет также и перегруппировка, перестановка элементов в обновляемом объекте. Здесь примером творчества может быть оригинальное украшение на одежде, которым воспользовался модельер (рис. 2.3, а).

Перестановка оборудования или мебели в помещении (рис. 2.3, б) является заметным проявлением творчества на этом уровне

 

Четвёртым уровнем творчества является приспособление (адаптация) различных элементов друг к другу.

При этом может быть создан новый объект, обладающий новыми качествами. Например, установка двигателя на конной коляске позволила впоследствии построить автомобиль.

 

Пятый уровень творчества проявляется при внесении простых качественных изменений в традиционный объект.

Так, например, гусиное перо (рис. 2.4, а) было заменено стальным пером (рис. 2.4, б).

 

Шестой уровень творчества — это внесение принципиальных изменений в свойства того предмета, который подвергается творческим изменениям.

При этом его главные принципиальные характеристики сохраняются или улучшаются. Примером такого творчества является замена колёс на гусеницы в вездеходах (рис. 2.5). Гусеничные машины стали легче перемещаться по бездорожью.

 

Седьмой уровень творчества — это создание новых объектов на уже известных принципах работы (рис. 2.6).

Ярким примером такого творчества является создание космических ракет под руководством С. П. Королёва — советского учёного, конструктора и организатора производства ракетно-космической техники.

 

Восьмой уровень творчества — это создание такого, чего раньше не существовало вообще.

На этом уровне творчества предполагается создание совершенно нового рода объектов.

Например, создание новых книг, картин и скульптур, кинофильмов, музыки, машин, приборов и т. п.

 

ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВО.

Творчество является необходимым элементом трудовой деятельности.

С помощью творческого труда удаётся совершать важные открытия в различных сферах человеческой деятельности.

 

В своём деле необходимо полно реализовывать свои интересы, склонности и способности.

Тогда каждый человек сможет проявить себя как творческая личность. Занимаясь же нелюбимым делом, человек становится равнодушным, и творческие проявления невозможны.

В таком случае творчество будет проявляться только в увлечениях, хобби.

 

Существует три вида творческой деятельности:

исследование существующих закономерностей, свойств и явлений окружающего мира;

Решение задач, возникающих в разных областях деятельности;

рационализация.

 

Одним из проявлений исследований являются открытия, которые совершают учёные.

Например, немецкий учёный Вильгельм Конрад Рентген провёл исследования электрических свойств кристаллов и открыл лучи, названные его именем (рентгеновские лучи), изобрёл аппаратуру, в которой используются эти лучи.

 

Результатом решения задач могут стать изобретения.

Например, благодаря открытию русским учёным-экспериментатором Василием Владимировичем Петровым в начале 19 века электрической дуги позднее была создана электросварка. Это было началом новой эпохи сварного ремесла.

 

Рационализация отличается от изобретательства уровнем новизны. Рационализация может отличаться новизной в пределах одного предприятия, на котором она произошла. Например, рационализацией может быть ускорение транспортировки деталей с одного рабочего места на другое, сокращение какого-либо технологического процесса.

 

Рационализаторами могут быть люди разных профессий: слесарь и портной, водитель и оператор, инженер-конструктор и машинист электропоезда.

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

Чем творческая деятельность отличается от нетворческой?

Можно ли считать творчеством перестановку мебели в комнате?

Сколько существует уровней творчества?

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД: в 1877 году американский инженер конструктор Т. Эдисон создал прибор для механической записи и воспроизведения звука — фонограф. Какому уровню творчества соответствовало это изобретение в тот период?

 

Домашнее задание

 

Спасибо за внимание!

С Уважением,

[свернуть]
Изображения

[свернуть]

Первоисточник: ссылка